Hmm? Hmm...

hijab


Заодно и посмотрим!


Previous Entry Share Next Entry
Синематограф или умение ждать.
Hmm? Hmm...
hijab

Пару месяцев назад один знакомый обронил в диалоге образ: "вышагивая у ее дома как Роберт де Ниро в ожидании Мерил Стрип в фильме "Охотник на Оленей"..."

Сколько я себя помню, мне всегда был очень симпатичен Де Ниро, и Мэрил Стрип я просто обожаю не меньшее количество лет за сердечное постоянство, четырех детей и способность трудиться. И вот два месяца этот образ навязчиво меня преследовал, заставляя вяло размышлять над вопросом: что же именно заставило такого решительного и умного парня, каковых обыкновенно изображает Де Ниро (и я свято верю в то, что он такой и есть в жизни ;-)) томиться у дома пусть и умной, способной сразить наповал значительную часть тех, кто хоть немного разбирается в вопросе, женщины, каковых обыкновенно изображает Стрип, но все же..? Вопрос этот не вытеснила из моей дурацкой головы даже значительно перепахавшая поездка в Италию, и вот, вернувшись, я все-таки решила с этим разобраться и ознакомиться с кинолентой. Вчера посмотрела… УУУФФФ!

Сказать что фильм «мне понравился» – значит, ничего не сказать. Для меня он не принадлежит к категории картин, которые потрясают, которые хочется пересматривать снова и снова, которые приводят к изменению мировоззрения, но что-то в нем глубоко задело, заняло очень важное место внтури. Я плохо запоминаю сюжеты, но этот, и все, что с ним связано, запомню.

Он местами очень странный: потомки русской эмиграции в Америку, которые не утратили религию и поют на свадьбе «Катюшу», но говорят исключительно на английском, носят американские имена («Ник», правда, при ближайшем рассмотрении оказывается Никанором, а «Майкл» - «Мишей»), но сути это не меняет: русские изображены очень странно. Узнаваемо (понятно, почему советская делегация покинула зал при показе этого фильма на Берлинском кинофестивале), но, как обычно, наивно, что местами заставляло улыбнуться. Очень чуднО было видеть, как Мэрил Стрип крестится с права на лево… Но Бог с ними, с русскими, кино вообще не про то. И хотя русские корни в фильмне не случайны, о чем можно написать длинное эссе, они вообще, по сути, все-таки американцы, и гораздо ближе к героям фильма Копполы-отца, чем к персонажам отечественных литературы-кинематографа.

Фильм о войне в разных ее проявлениях: об упоении войной взрослых мальчишек, об идеалах и наивности, которая стоит жизней, о мужестве и верности дружбе, о резкой разнице между теми, кто «прошел это» и теми, кто  «об этом только слышал», о том, что на самом деле между ними все-таки не такая уж большая разница, потому что боль потери одинакова. Сюжет хорош. Три части, каждая по-своему и все вместе. Одна из сквозных линий, на которую нанизан сюжет - Русская рулетка. Очень сильная вещь, особенно в контексте вьетнамской войны в исполнении военнопленных. Не буду вдаваться в историю «игры», но удивительно, что она часто появляется там, где и без того смерть. Кажется ужасно глупым: выйти живым из кошмара вьетнамской войны, чтобы на самом ее осколке умереть о пули, выпущенной в лоб собственноручно на руках у друга, который приехал, чтобы забрать тебя домой. Злая ирония. Но та же самая война, просто с другой стороны.  

Сцена «ожидания», которая подтолкнула к просмотру картины, почти не заметна на фоне остального фильма, но она очень важна. С одной стороны, удивительно, что именно она мелькнула в упомянутом в начале диалоге, ведь "томление" было неоднократно изображено самыми разными режиссерами в самых разных ракурсах... Но с другой стороны, это закономерно, потому что фильм сам по себе очень сильный, а это один из ключевых моментов, как бы открывающий карты дальнейшего. Очень тонкий, на грани пронзительного, эпизод, который объясняет, не только, что герой Де Ниро «не сломался», но и то, почему «не сломался»… И ждет, он кстати, очень простой вещи: пока все уйдут. В ней нет нерешительности, страха, того самого томления. Вернее оно есть, но не томление Ромео под балконом Джульетты, а томление от того, что чужие люди мешают вернуться в дом, путь в который был так сложен, и вот стоишь рядом, видишь все, а подойти не можешь: мешают чужие. Он просто ждет, чтобы встреча стала такой, о которой он думал там. И вот это  завораживает: правильное ожидание, правильного момента и правильная реализация правильного желания. Это решение коана.

Короче, Де Ниро оказалася в полной мере Де Ниро, и Майки Вронский вполне себе метаморфоза Майкла Корлеоне.

Самое трудное и грустное и потрясающе светлое то, что стоит за этим фильмом. Это – последняя роль Джона Казале, близкого друга Де Ниро и жениха Стрип. Она была помолвлена с Казале два года до того, как он умер от рака. Как пишет преподобная Вики «это был последний его фильм, и чтобы успеть, все сцены с ним снимали первыми». Почитала еще, оказалось, что узнав о болезни Казале, его хотели заменить, но Чимино и Де Ниро настояли и фильм все-таки успели сделать, хотя выхода его Казале все-таки не дождался. Мерил Стрип очень спешила тоже, чтобы освободиться от дел и побыть с ним, но все-таки, как она сказала в интервью после: «I was so close that I hadn't noticed his deterioration… John's death came as a shock to me because I didn't expect it». Казале всегда казался мне слабохарактерным недоумком (по ролям), а оказался удивительно сильным и светлым человеком. Жаль, что он так и не получил Оскара ни за одну из ролей второго плана, которые играл так, что Оскар получали те, кто играли первые роли рядом с ним… Любовь Мерил Стрип, дружба Роберта Де Ниро, вера Майкла Чимино, выносливость и надежда Джона Казале – вот то, что сделало фильм тем, чем он стал. Наверное, поэтому он получился таким сильным, таким удивительным, что не хватает слов… Жаль, что советская делегация не досмотрела кино...


?

Log in

No account? Create an account